Тайны пальмы Мерцалова

ОКНО В ДОНБАСС
Пальма Мерцалова - один из наиболее узнаваемых символов Донецка, или даже брендов. Она была изображена на старом гербе Донецкой области, а её копии находятся в Москве, Киеве, Харькове, Львове, Оттаве, Ганновере, а еще - в Иерусалиме и Ираке. Даже на дне Черного моря можно найти копию стальной красавицы.

Мастера кузнечного дела до сей поры не могут прийти к единому мнению о том, каким образом удалось Алексею Ивановичу Мерцалову создать свой шедевр. Простые жители Донбасса уверены, что она была сделана из цельного куска рельсы, однако эксперты уверены, что это практически невозможно. Свою версию на этот счет изложил член Донбасского геогра-фического общества Владимир Мартыненко. Далее мы приведем наиболее интересные выдержки из его материала, опубликованного на сайте ДГО.

Ковать стальную пальму Алексею Мерцалову помогал молотобоец Филипп Шкарин. В архивах бывшего инженера Сталинского (Юзовсого) завода Константина Захаренкова, которого в 1952 году сотрудники ленинградского Музеума попросили установить авторство пальмы, есть заявление, подписанное самим Шкариным,
о том, как и когда было сделано стальное дерево.

Заявление.

Я, нижеподписавшийся Шкарин Филипп Федотович, родился 21 января 1879 г. в г. Сталино и проживаю в настоящее время там же, 13 линия
в собственном доме №9, работаю на Сталинском металлургическом (бывшем Юзовском) заводе с 1892 г. и по настоящее время, на вопрос гражданина Захаренкова Константина Яковлевича, проживающего в
г. Ленинграде, проспект И.В. Сталина, дом 58, кв 22, о том, не знаю ли я, кто из старых кузнецов Юзовского завода отковал из рельса пальму для Нижегородской промышленной выставки 1896 г., заданный мне 15 декабря 1952 г. – свидетельствую следующее:

Стальная пальма из одного куска рельса для заводского павильона Новороссийского Общества на Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 г., проходившей в г. Нижний Новгород (ныне г. Горький), отковал в конце 1895 г. старый опытный кузнец Юзовского завода Алексей Иванович Мерцалов.

Указанное обстоятельство мне известно точно, поскольку я в этот период работал в кузнечной мастерской вместе с кузнецом А.И. Мерцаловым в качестве его молотобойца и оказывал ему помощь в изготовлении стальной пальмы, хранящейся сейчас в Горном музее Ленинградского горного института.

Подпись: Филипп Федотович Шкарин
Инвентарная карточка с описанием фотографии Филиппа Шкарина / Донецкий республиканский краеведческий музей
Кроме заявления еще, в личной беседе, Ф.Ф. Шкарин рассказал К.Я. Захаренкову
об изготовлении пальмы более подробно: «Свою пальму А.И. Мерцалов ковал, применяя самые простые технологические приспособления. Рельс нагревался
на открытом кузнечном горне, ковался на обычной наковальне тяжелой балдой молотобойца. Сила, направление и количество ударов определялось опытным глазом кузнеца и регулировались ритмичным постукиванием его легкого молоточка. Нагретый рельс в нужных местах надрубывался зубильями на отдельные доли. Затем, в зависимости от надобности, металл усаживался или оттягивался, после
чего разравнивался и отделывался простыми гладилками.

Хорошо помню, что вся пальма – и ствол, и листья – были откованы Мерцаловым из одного куска рельса, без всяких привариваний и сварок. Пальма делалась по эскизу, в который часто заглядывал Мерцалов. Сколько времени ковалась пальма – сейчас уже точно не помню, во всяком случае, не более двух-трех недель».
Кто ковал пальму для Парижа?
В настоящее время достоверно известно о трех железных пальмах, выкованных
на заводе Новороссийского Общества каменноугольного, железного и рельсового производства. Первую пальму выковали для XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде. Вторую — для Всемирной Парижской выставки 1900 года. Третью — для Южно-Русской областной сельско-хозяйственной, промышленной и кустарной выставки, устроенной Екатерино-славским губернским земством в Екатеринославе с 1 июля по 10 октября 1910 года.

Существует устойчивое заблуждение, что пальма из Нижнего побывала в Париже. Ничего не буду утверждать, убедитесь сами. На фотографиях ниже левая пальма из Нижнего Новгорода, правая — из Парижа. Это два разных изделия! Начнем с того, что на верхнем венчике у Нижегородской пальмы 11 листьев, а у Парижской только 9. У Парижской пальмы нет сучков на стволе. Ствол появляется не из рельса.
Автор материала отмечает: ни в воспоминаниях Шкарина, ни в немногочисленных сохранившихся воспоминаниях самого Алексея Мерцалова и его семьи никто не упоминает о том, что выкованная мастером пальма находится в Париже, хотя вряд ли бы они не стали упоминать о таком важном событии в судьбе их творения.

Отрывок из письма внучки донецкого кузнеца Валентины Высочиной о своем деде:
«О своей работе над пальмой он рассказывал мало. Помню его разговор с моим отцом, но я тогда была мала, и до меня это не доходило! Потом уже его старший сын Григорий Алексеевич рассказывал мне и моему брату и даже рисовал на бумаге, чтобы нам понятно было, какую пальму выковал дедушка. Говорил, что пальма находится в Нижнем Новгороде».
Еще обращает на себя внимание не очень аккуратное изготовление пальмы для Парижа. Ну не мог же Мерцалов за четыре года потерять квалификацию или стать «пофигистом». Давайте вспомним, что о своем дедушке рассказывает Валентина Васильевна: «Когда умерла моя мать, дочь Алексея Ивановича, в 1907 г., дедушка приезжал с бабушкой на похороны. И вот тогда он с моим отцом хлопотали об оградке на могиле и кресте. Все это дедушка нарисовал, сделал эскиз и заказал в кузнице ограду и крест. Я уже взрослой, когда приходила на кладбище, всегда обращала внимание на ограду и крест. Она очень выделялась из всех окружающих оград. Между железными прутьями был цветок и листья, и крест был особенный, не как у всех. Все было сделано из «полосового железа», как говорил отец. Кузница была как раз напротив нашего дома, где мы жили. И помню, как дедушка все время, каждый день, ходил в кузню».
Алексей Иванович Мерцалов. Рисунок донецкого художника А. Василенко с фото 1913 г.
Может быть, для Парижа пальму ковали другие кузнецы? Поэтому и качество изделия оставляет желать лучшего.

Из всего вышеизложенного напрашивается только один вывод – для Парижа
пальму ковали не А.И. Мерцалов и не Ф.Ф. Шкарин. Это только гипотеза. Но
фактов, подтверждающих ее достоверность, больше 50%.
Гений или хитрец?
Перед началом дискуссии на тему «Сварили пальму или не сварили?» давайте поговорим о самом предмете дискуссии. Во всех справочниках об этом экспонате указывают только два параметра: высота 3 м 530 мм и вес 125 кг. Но ни один справочник не приводит такой размер, как диаметр пальмы. В плане пальма представляет собой почти круг. Проведя несложные расчеты, получаем, — диаметр пальмы А.И. Мерцалова составляет 1,6 м. Работать внутри виртуального цилиндра длиной 3,53 и диаметром 1,6 м, заполненного острыми листьями, наверное, не очень просто. Технологически, по мнению кузнецов, выковать пальму из одного куска рельса возможно, но…

Во-первых, это очень сложное мероприятие, Кроме кузнеца и молотобойца нужно было еще человек пять, чтобы заготовку держать в нужном положении. Вес заготовки почти 150 кг. Часть металла уходит в окалину и отходы. Ведь лист пальмы должен был располагаться на наковальне, а для молотобойца, над листом, должно было быть свободное пространство для замаха балдой. При таком объемном и тяжелом изделии – это уже большая проблема. Ведь нужно еще было устроить и подмостки, чтобы пальму держать «вверх ногами» для обработки внутренней поверхности листьев.

Во-вторых. Выполнение кузнечных работ предполагает разогрев места ковки в горне. Из воспоминаний Ф.Ф. Шкарина: «Рельс нагревался на открытом кузнечном горне, ковался на обычной наковальне тяжелой балдой молотобойца».Как разогреть участок пальмы возле ствола в открытом горне? Ведь ветки будут мешать.
В-третьих. Сергей Каспрук (донецкий кузнец, автор современных копий пальмы Мерцалова; внизу на фото - прим.) ковал первую свою пальму почти три с половиной месяца. И пальма у него была сборная. Приблизительно такое же время затрачивали и другие донецкие кузнецы для своих работ.

Вызывает сомнение заявление Филиппа Шкарина: «Сколько времени ковалась пальма – сейчас уже точно не помню, во всяком случае, не более двух-трех недель». Изделие Мерцалова, если пальма изготовлена без сварки, в несколько раз сложнее
в работе от современных пальм, а затратил он на работу в четыре раза меньше времени, чем современные кузнецы. Этот факт заставляет несколько усомниться
в точности воспоминаний Филиппа Федотовича.

И, в-четвертых. Если бы Юз хотел акцентировать внимание на изделии, изготовленном без кузнечной сварки из цельного рельса, то на выставке, на пальме или рядом с пальмой была бы пояснительная табличка. А таких табличек не видно на фотографиях экспозиции Юза ни в Нижнем Новгороде, ни в Париже. Навряд ли посетители выставок настолько разбирались в тонкостях кузнечного дела, что без пояснений смогли бы определить и восхититься: «Ах!!! Это пальма из одного куска рельсы без сварки!!!».

Вот и получается — для чего нужны были такие большие проблемы кузнецам? Кого
и как собирался удивить Юз? Сергей Каспрук считает, что: «Возможно, пальму выковали и из одного куска рельса. Но сначала рельс разделили на части, выковали листья, а потом их сварили в одно целое».
Среди профессиональных кузнецов до сих пор не утихают споры по поводу технологии изготовления пальмы. Многие утверждают, что невозможно было изготовить ее из цельного куска рельса, не приваривая отдельные черенки с листьями.

В 2014 году в Санкт-Петербурге собрались кузнецы для проведения очередного фестиваля «Золотой двутавр». Председатель Гильдии кузнецов Донбасса Виктор Бурдук обратился к Президенту НП «Гильдия кузнецов и художников по металлу Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона» Василию Кондурову с просьбой осмотреть пальму и попробовать определить – была ли кузнечная сварка или нет.
16 мая 2014 г. участники фестиваля провели «Научно-практический семинар по работе А.И. Мерцалова «Пальма».

По итогам работы семинара был составлен итоговый документ:
Сотрудники Музеума горного института Императрицы Екатерины II считают, что
это заключение кузнецов не может считаться «Актом экспертизы», так как было оформлено не по правилам проведения научных экспертиз. И главное требование сотрудников Музеума – к заключению кузнецов не были приложены фотографии,
на которых зафиксированы следы кузнечной сварки.

После семинара сотрудники Музеума попытались на пальме рассмотреть следы кузнечной сварки, которые обнаружили кузнецы… Не нашли.
Заклепка на стволе
В Музеуме с пальмой Мерцалова произошло небольшое происшествие. Сохранилось короткое сообщение директора Музея Н.П. Покровского от 28 января 1926 г.: «При переноске пальмы из мартеновской стали, последняя пострадала: отломан один из листов. Покровский». Позднее листок был аккуратно закреплен
на место с помощью заклепок.
Пиар-проект кузнеца Мерцалова
Из статьи Евгения Ясенова "Пальма"
...Почему Мерцалову пришла в голову такая оригинальная идея? Началось все с того, что «Новороссийское общество» должно было хорошо выступить на Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде. Участие в этой грандиозной тусовке было не просто «голыми понтами» — оно имело экономический смысл, должно было показать, что рельсы (главная продукция нашего метзавода) — качественные, что им можно доверять. К тому времени это уже требовалось доказывать.

Как свидетельствует донецкий журналист и историк Алексей Иванов, «в сентябре 1873 года Джон Юз в погоне за барышами стал изготавливать рельсы, потому что
в России началась железнодорожная "лихорадка", а количество железных дорог росло чуть ли не в геометрической прогрессии. Но рельсы вышли плохими, стойкость их была в 2-3 раза ниже стандарта, плюс они были на три миллиметра выше положенного. В результате Министерство путей сообщения стало рекомендовать укладывать рельсы Юза только на запасные пути. А само понятие "юзовский рельс" стало именем нарицательным для чего-то некачественного».

Итак, чтобы изгладить негативный образ из массового сознания, на выставке следовало отпиариться так, чтобы все ахнули. Просто везти в Нижний рельсы и нудно доказывать, что они хорошие, было бы неправильно с точки зрения рекламы – даже если эти рельсы отполировали бы замшевыми тряпочками и позолотили. Администрация завода бросила клич среди всех – думайте. Кто придумает что-то действительно сногсшибательное, бесплатно прокатится в Нижний Новгород. Предлагали всякое, но именно идея Алексея Мерцалова оказалась тем, что требовалось. Пальма из рельса – проект по сути своей настолько необычный, что
уж запомнить-то его точно должны были. Штучка выходила почище «Ледяного домика» царицы Анны Иоановны. В общем, проект с восторгом одобрили, и Мерцалов со Шкариным принялись за дело...

...В Нижнем Новгороде пальма получила внимание, восторг, признание и премию. Правда, имя Мерцалова не фигурировало, железное дерево называли «пальмой Юза», но это дело обычное: слава всегда достается начальству. Нижегородская выставка стала ярчайшим событием в истории промышленной России, получить
на ней премию было почетно и выгодно. Надо сказать, наград раздали немало – более 5 тысяч. И пальма Мерцалова совсем не стала главной сенсацией. В статье энциклопедии Брокгауза и Ефрона, посвященной выставке, выделяется павильон бакинской нефтяной компании братьев Нобель. В статье «Википедии» — гипер-болоидная башня Шухова, его сетчатый павильон-ротонда, первое в мире радио, первый автомобиль… Пальма Мерцалова упоминается где-то после основных чудес. Но упоминается!

Через четыре года, на грани веков, пальма отправилась на Парижскую Всемирную выставку. Там она получила Гран-при, о чем с удовольствием сообщают все источники. При слове «Гран-при» перед мысленным взором возникает нечто исключительное, верхняя ступенька пьедестала почета и счастливый одинокий победитель на ней. На самом деле, с наградами в Париже не скупились, и пальма оказалась одним из 212 российских экспонатов, удостоенных Гран-при (надо еще принять во внимание, что дружественная России Франция осыпала свою союзницу медалями сверх всякой меры). Тем не менее, нельзя не признать, что пальма Мерцалова действительно стала промышленным чудом России – и весьма эффектной штучкой.