ОКНО В ДОНБАСС

Война реагирует на фотографа

Михаил Андроник - военный журналист, фотограф, доброволец
Санкт-Петербург - Донбасс

Уровень фотографии зависит от жизненного пути автора, того, что он пережил и переосмыслил лично, в духовном смысле прежде всего. Часто бывает, что взявшие в руки камеру взрослые люди проделывали за три года тот путь, который другие проходили за тридцать, начав в молодости, но не имея опыта.
В определенной степени то, как выглядят наши фотографии, есть реакция мира на нас, а не наоборот. Фотографии Михаила Андроника - реакция войны на него. Судя по всему, война восхищена им, а он воспевает её самые страшные стороны. Его работы могли быть на «Магнуме» или «Вю», среди бессмертных творений, но есть только в «ВК». Насквозь либеральная международная фототусовка никогда не пропустит его работу идеологически, а перевоспитать
не получится. Поэтому, фотографии, на которых заметно, как война за Донбасс смотрит на фотографа из Петербурга, вряд ли будут в ближайшее время опубликованы в лучших журналах и выставлены в красивых галереях Лондона, Парижа или Нью-Йорка. Тем хуже для них: война за Донбасс создала целый ряд абсолютно уникальных авторов, ровни которым на той стороне нет и не будет. Правда всегда на стороне красоты.
Судя по всему, война восхищена им
- Чем ты занимался до войны? На твоей странице указано:
медбрат и медицинское образование.


- Никогда не работал по специальности, занимался бизнесом, работал в продажах,
на автозаводе, менеджером в строительстве. Искал себя, наверное.

- По Дворцовой площади в феврале скучаешь? На мой взгляд,
нет ничего более ужасного и завораживающего.


- Скучаю по природе русского севера, по лесам, озерам и рекам, рекам.
В Петербург-то я наведываюсь, периодически, а вот подальше забраться времени уже не хватает.
Искал себя, наверное
- Такое чувство, как будто ты на Донбассе подсознательно
ищешь тусклый свет и февральский мрак Петербурга.


- Мрака на Донбассе предостаточно и без этого, особенно в зимние
месяцы, одни туманы чего стоят.

- На твой странице в «ВКонтакте» довоенные фотографии: цветы
и ты в строительной каске. Увлекался фотографией до войны?


- В детстве отец пытался привить мне любовь к фотографии. Возможно, где-то в самых укромных уголках моей памяти его уроки отложились. Пару лет работал в фотосалоне, когда еще пленка в ходу была... Вот и все моменты, когда пересекался с фотографией.


Отец пытался привить мне любовь к фотографии
- Может быть, есть иностранные авторы, на которых ориентировался?

- Конкретных нет, интересна работа фотографов периода ВОВ, как советских, так и иностранных.

- Ты из Санкт-Петербурга, очевидно, что этот город сформировал твое понимание красоты. Что повлияло больше всего?

- Возможно, в какой-то мере и Петербург, но я склонен считать, что основное влияние произвела наша северная природа, так уж вышло, что до окончания школы я каждое лето проводил в деревнях и лесах Северо-Запада России, природная красота для меня эталон.

В деревнях и лесах Северо-Запада России
- Когда ты понял, что поедешь на войну?

- Весной 14-го, уже было смутное понимание того, что с прежней жизнью придется расстаться, летом уехал.

- Какой образ убедил тебя, что нашёл то, что искал? Судя по твоим фотографиям, ты всё нашел.

- Надеюсь, что не нашёл) Хочу искать дальше, всегда в поиске.

Хочу искать дальше, всегда в поиске
- Что будешь делать с найденным? Посттравматического стрессового расстройства не боишься?

- Посмотрим, когда найду, быть может, найденное и не будет таким ужасным, стараюсь все же светлое искать, темное не вдохновляет, но от него никуда не уйдешь.

- Планируешь издать книгу и сделать выставку со своими работами? Когда все закончится.

- Да, планирую, пишу. Выставки с участием моих работ, периодически проходят, но я не считаю себя профессиональным фотографом, именно в фотографии у меня опыта маловато, еще нужно очень многому научиться, а чёрт-те что выставлять тоже не хочется, все должно быть идеально. Поэтому о каких-то масштабных, именно моих выставках, речи пока не идёт.
Темное не вдохновляет, но от него никуда не уйдешь.

- Сможешь вернуться в гражданскую жизнь, в профессиональном смысле? Фотографией заработать сложно, даже очень красивой. Чем планируешь заниматься?

- Военной журналистикой, журналистикой, тем, что мне будет интересно. Я поступил в прошлом году в ДонНУ, пытаюсь оформить приобретенный за три года войны опыт во что-то осмысленное.

- Кого ты можешь назвать из местных фотографов, чьи работы тебе интересны?

- Да, пожалуй, это только Dan Levy, но я имею ввиду только из тех, кто снимает на войне. Здесь куча местных фотографов, но большинство из них почему-то стыдливо обходят эту тему, делая вид, что их это не касается. Мне эта позиция непонятна.


Интервью и текст: Игорь Старков / Фотографии: Михаил Андроник

17 марта 2017 года